Воскресенье, 19.11.2017, 20:56Главная
Экопсихологическая лаборатория
| RSS
Главная » 2008 » Январь » 25 » Юзабилити-психиатрия (только для юзабилити-одержимых)

Категории
Наблюдения [1]
Результаты исследований [1]
Отзывы [1]
Заметки [1]


Юзабилити-психиатрия (только для юзабилити-одержимых)
16:01

Дизайнер! Обследовался ли ты у психиатра? Нет справки? Тогда кто может дать гарантию, что Ты не болен, например, шизофренией? Ты сам-то считаешь себя нормальным?

И совершенно правильно. Такие дизайнеры никому не нужны. А вот интерфейс должен быть понятен людям, далеким от творческого экстаза.

Психиатрия – наука старая. Старше чем психология, не говоря уж о проектировании пользовательских интерфейсов. Изучение здоровых людей началось с изучения больных, и начало этому положил еще дедушка Фрейд.

А я предлагаю продолжить старую дедушкину традицию и позаимствовать у нее еще пару методов для решения наших насущных практических задач.

Всем психологам известен метод пиктограмм, впервые предложенный А.Р. Лурией для исследования образной памяти. Автор, будучи психофизиологом, использовал этот метод как раз по назначению: по пиктограммам, которые рисовал человек на слова-стимулы, он определял степень заурядности его мышления. И если ассоциации сильно отличались от стандартных, это могло считаться признаком психической патологии. Конечно, не всегда в таких случаях ставился диагноз, но тем не менее проникнуть в мышление человека в какой-то степени удавалось.

Метод пиктограмм основан на изучении образных ассоциаций на слова. Применение этого метода позволяет вторгнуться в систему образов человека и узнать, какие значения (читай: слова) какие образы у него вызывают, и каковы характерные черты этих образов.

Как правило, большинство людей рисуют одно и то же, то есть дают сходную продукцию на слово-стимул (эта категория и есть – нормальные люди). Их пиктограммы на одни и те же слова похожи между собой и имеют общие характерные черты.

Практический вывод для юзабилистов и дизайнеров: возможно и обратное. Люди с большей вероятностью узнают слово в графическом представлении, если при прорисовке изображения учесть характерные черты обобщенного группового образа.

Так зачем придумывать иконки?

Выдумывая иконки - графическое представление слов, вы автоматически обучаете человека ВАШЕЙ системе значений и образов (психологи еще называют ее когнитивной картой), ВАШЕМУ мышлению. А она может сильно отличаться от когнитивной карты конечных пользователей. И это сильно затрудняет процесс общения с программой. А если мышление пользователя фундаментально отличается от Вашего, то вряд ли он будет упорствовать в его освоении.

Для того, чтобы выявить корректное графическое представление какого-либо слова или выражения, достаточно провести небольшое психологическое исследование с использованием метода пиктограмм А.Р. Лурии. В результате вы получите готовые иконки с 90 %-ой узнаваемостью. И никакого субъективизма. Все очень объективно и надежно.

Только учтите главное: опрашивать нужно не всех подряд, а тех, для кого предназначено ПО, и желательно не менее 20 человек. Иначе ваши пиктограммы могут получиться с боольшиииими искажениями. Видите ли, социальная принадлежность в большой степени определяет то, как мы думаем.

Тоже касается и формирования главного меню ПО.

В психиатрии есть старый добрый метод классификации, который был заимствован впоследствии когнитивными психологами. Его тоже используют для диагностики патологии мышления. Но мы можем найти ему и другое применение, если будем изучать не больных людей, а тех, кто нам нужен – то есть наших пользователей.

Не нравится метод классификации? Вместо него можно использовать кластерный анализ. Компьютер сам все распределит. Надо только правильно поставить вопрос.

Как видите, поле для освоения шире некуда.
Категория: Заметки | Просмотров: 1422 | Добавил: EnvpsyLab | Рейтинг: 0.0/0 |

Создать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2017