Среда, 20.09.2017, 10:25Главная
Экопсихологическая лаборатория
| RSS
Главная » 2009 » Июнь » 26 » Смолова Л.В. Исследование когнитивной карты России студентами Санкт-Петербурга

Категории
Наблюдения [1]
Результаты исследований [1]
Отзывы [1]
Заметки [1]


Смолова Л.В. Исследование когнитивной карты России студентами Санкт-Петербурга
23:45

ИСТОЧНИК:
Смолова Л. В. Исследование когнитивной карты России студентами Санкт-Петербурга//Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития. Материалы четвертой Международной научно-практической конференции (Новомосковск, 28-29 сентября 2007 г.) в 2-х частях. – Новомосковск: НФ УРАОБ, 2007. – часть 2, с. 70-71

В задачи настоящего пилотажного исследования входило выявление восприятия территории страны и анализ когнитивной карты России жителями Санкт-Петербурга. Когнитивная карта – внутреннее (субъективное) представление пространственного положения объектов.   Особенность данного вида карт состоит в том, что они являются различными для всех людей, потому что основаны на их индивидуальном прошлом опыте и чувствах. Участниками выступили студенты 2-го курса психологического факультета Санкт-Петербургского Государственного Института Психологии и Социальной Работы, слушатели курса «Экологическая психология» - 30 человек, 100% девушки, жители различных районов Санкт-Петербурга, возраст 19-20 лет. С целью демонстрации темы познания окружающей среды, им было предложено нарисовать карту России, а затем совместно проанализировать полученные результаты. Точками отсчета при интерпретации когнитивных карт явились элементы, описанные Кевин Линч в его известной работе «Образ города».

1. Пути – это элементы, которые включают маршруты, по которым путешествуют люди - пешеходные переходы, дороги, улицы, шоссе,  автомагистрали,  реки, каналы, железные дороги и др. На анализируемых когнитивных картах России пути обозначены не были.

 2. Границы - это элементы, которые ограничивают место, указывают на то, что одно пространство закончилось и начинается совершенно другое. На карте России роль границ выполняют физические границы страны. Указание пространств – стран, морей, океанов, проливов – ограничивающих территорию России встречалось редко. Только лишь один участник обозначил Финляндию, а один обозначил океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Берингов пролив  и страны – Японию, Китай, Канаду и Америку.  Необходимо отметить, что мы сейчас просто называем степень выраженности элементов на карте, но не учитываем их достоверность/  

3. Районы - это элементы, которые имеют свою собственную неповторимость и идентичность. На карте России районы могут представлять регионы, республики, области и т.д. Данный элемент на анализируемых картах оказался совершенно не раскрытым. Только по одному человеку указали Чечню, Камчатку и Якутию.

4. Узлы - это пересечения главных дорог или мест, где они закончены или нарушены, например, площадь в центре города, кольцевые дороги, или пересечения между двумя автострадами.  В связи с отсутствием обозначения путей, изображение узлов отсутствует.

5. Ориентиры - это отличительные элементы, которые люди используют как точки отсчета при поиске своего местоположения. На эскизных картах России в роли этого элемента могут выступать: города, реки, озера, горные хребты и т.д. В настоящем пилотажном исследовании это самый многочисленный элемент. 100% участников изобразило на карте Санкт-Петербург и Москву, 70% Владивосток, 30% - Мурманск, Ростов-на-Дону, Тверь; 23% Калининград и Екатеринбург. 70% изобразили на карте Уральские горы, которые также могут быть рассмотрены как обозначение границ внутри страны. 30% отметили озеро Байкал.

Отдельным является вопрос о правильном расположении настоящих элементов на карте. Так, например, на рисунке 1 мы видим, что город Курск нарисован рядом с Мурманском, что можно интерпретировать как память о событиях, произошедших с подводной лодкой «Курск». 30% участников исследования считает, что Москва находится западнее Санкт-Петербурга (рисунок 2) и т.д.

Представление о карте России, несомненно, зависит от знаний о географии, оставшихся из школы и личностных особенностей людей. Однако именно они свидетельствуют об особенностях восприятия пространства, ориентации в нем и выстраивании приоритетов.

Категория: Результаты исследований | Просмотров: 1539 | Добавил: EnvpsyLab | Рейтинг: 0.0/0 |

Создать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2017