Среда, 20.09.2017, 10:22Главная
Экопсихологическая лаборатория
| RSS
Главная » Статьи » Публикации друзей

Категории материалов

Статьи [1]
Публикации сотрудников [4]
Публикации друзей [17]



Основные принципы дифференциации зон влияния станций метрополитена по форме архитектурно-пространственной интеграции с городской средой
Автор: Блинова Мария Юрьевна – аспирант Харьковского государственного технического университета строительства и архитектуры (ХГТУСА) по кафедре «Дизайн архитектурной среды»

Постановка проблемы.
На современном этапе формирования предметно-пространственной среды города важную роль играет система метрополитена. В различных районах города, вследствие большой функциональной загрузки, возникло несоответствие сформированной транспортной инфраструктуры города быстро растущему объему транспортно-пешеходного движения, что ограничивает и затрудняет движение населения, увеличивает затраты времени на проезд, стимулирует хаотичную организацию городской среды вокруг наиболее важных транспортных узлов. Прежде всего, это касается узлов, ядром притяжения которых являются станции метрополитена. Следовательно, возникает проблема выявления базовых принципов пространственного взаимодействия ЗВСМ и городской среды. При этом необходимо определение основных форм интеграции ЗВСМ с предметно-пространственной средой города.

Анализ последних исследований и публикаций. В научных работах как отечественных, так и зарубежных авторов рассматриваются проблемы взаимообусловленного развития транспортной инфраструктуры, системы обслуживания, расселения и производства [1,2,3]. При этом главным предметом изучения является узел взаимодействия транспортных коммуникаций с остальным городским пространством, отмечается важный для настоящего исследования факт воздействия транспортных узлов, образованных на базе метрополитена, на формирование и организацию прилегающей территории. Однако специфика этого влияния не рассматривается [4,5].

Формирование цели статьи. Выявление и обоснование базовых принципов пространственного взаимодействия зон влияния станций метрополитена и городской среды, а также определение основных форм интеграции ЗВСМ с предметно-пространственной средой города.

Результаты исследований. Для данного исследования в качестве базового принято понятие «зона влияния станций метрополитена (ЗВСМ)», впервые введенное как самостоятельный объект исследований В.А.Сысоевой в 2002 г., обозначающее «территорию вероятностной пешеходной доступности станций метрополитена, где происходит определенная трансформация городской планировочной структуры под воздействием направленных пешеходных потоков и концентрации общественных функций» [6, с.7].

На основании изучения теоретических разработок отечественных и зарубежных исследователей, а также натурных обследований и фотонаблюдений были выявлены три основные типа интеграции зон влияния станций метрополитена (ЗВСМ) с предметно-пространственной средой города – компактный (очаговый), линейный, дисперсный (сетевой) [7,8].

При этом компактная (очаговая) форма характеризуется равномерной компактной концентрацией объектов в ЗВСМ, а также в процессе развития включением узла метрополитена в единый многоуровневый объем общественного комплекса.

Линейная конфигурация возникает при размещении основной части объектов ЗВСМ вдоль одной главной магистрали, характеризуется включением узла метрополитена в вытянутую пешеходную коммуникацию, которая объединяет в себе различные функциональные узлы – станции метрополитена, станции общественного транспорта, торговые и общественные центры, различные учреждения обслуживания и др.

Дисперсная (сетевая) конфигурация, как правило, связана с расширением ареала ЗВСМ и обеспечивается за счет распределения различного рода функциональных объектов по пересекающимся направлениям, либо по замкнутому периметру, либо отдельными группами, а также за счет развитого пешеходно-транспортного распределителя в виде плотной решетки внутренних коммуникаций.

Согласно проведенным исследованиям динамики становления и развития ЗВСМ можно утверждать, что существует два различных принципа пространственного взаимодействия ЗВСМ и городской среды. Компактная конфигурация свидетельствует о значительной централизации структуры ЗВСМ, в то время как линейная и дисперсная конфигурации предполагают ее пространственное рассредоточение. При этом централизация характеризуется тенденцией пространственного совмещения узла транспортных коммуникаций, пешеходных распределителей и объектов торгово-бытового обслуживания. Наиболее очевидным и простейшим примером ситуации такого типа, когда транспортные, пешеходные и обслуживающие функции пересекаются в одном узле можно назвать традиционную площадь или перекресток, где наиболее интенсивно функционирующие объекты сосредотачиваются непосредственно на самом пересечении транспортных коммуникаций. В Харькове примерами простой компактной конфигурации ЗВСМ может служить зона станции метро «Киевская» на перекрестке ул. Матюшенко и ул. Шевченко, «Академика Павлова», «Студенческая», «Советской Армии», «Им. А.Масельского», «Тракторный завод». Для всех зон влияния этих станций характерна достаточно небольшая площадь (до 150 м в радиусе), равномерная очаговая концентрация функциональных объектов. Более всего такая форма интеграции характерна для промежуточных станций в срединной зоне.

Для современных темпов развития инфраструктуры в крупных городах характерно достижение централизации за счет усложнения пространственной структуры ЗВСМ – создания многоуровневых решений пешеходных коммуникаций совмещаемое с многофункциональным комплексом. Примером сложного многоуровневого решения компактной конфигурации ЗВСМ можно считать комплекс Южного вокзала, где станция метрополитена включена в единый многоуровневый объем общественного комплекса.

В определенной градостроительной ситуации логическим продолжением процесса развития компактной формы интеграции ЗВСМ с городской средой становится процесс децентрализации, т.е. пространственного рассредоточения. Такая ситуация может возникнуть вследствие различных причин. Во-первых, когда станции располагаются вдоль уже существующей магистрали общегородского значения с большой функциональной насыщенностью на каждом ее участке (линейный тип). Во-вторых, смещение важных функциональных объектов массового тяготения из зоны оптимальной пешеходной доступности из-за отсутствия территориальных резервов в ЗВСМ (линейный, дисперсный тип). В-третьих, когда площади, перекрестки превращаются в мощные развязки общегородского значения, а городская активность сосредотачивается на близлежащих улицах (дисперсный тип).

Примером функционирования линейной формы архитектурно-пространственной интеграции ЗВСМ с предметно-пространственной средой города в вышеописанных ситуациях могут служить станции «Научная» и «Ботанический сад» расположенные вдоль проспекта Ленина, станции «Московский проспект» и «Маршала Жукова» вдоль Московского проспекта. Особенностью функционирования зон влияния этих станций является некоторое их взаимное наложение, перехлест по главной оси. Такой тип конфигурации характерен для промежуточных станций переходной зоны города от центральной к срединной и периферийной, расположенных вдоль одной магистрали.

Следующим этапом развития линейной формы интеграции ЗВСМ и городского пространства является дисперсная форма, когда вследствие вышеперечисленных и других причин интенсивно функционирующие объекты и пассажиропотоки перераспределяются по пересекающимся направлениям, либо по замкнутому периметру, либо отдельными группами на достаточно большой площади со значительным их взаимным наложением. Этот тип интеграции ЗВСМ характерен для пересадочных и промежуточных станций в центральном ядре города, а также для конечных станций в периферийной зоне, что обусловлено большой функциональной интенсивностью центра и притоком жителей агломераций к конечным станциям.

Примером дисперсной конфигурации ЗВСМ центрального ядра города может служить комплекс ЗВСМ «Центральный рынок», «Советская»-«Исторический музей», «Университет»-«Госпром», «Научная», «Пушкинская», «Академика Бекетова». Срединной зоны – «Проспект Гагарина», «Спортивная»-«Метростроителей», «Площадь Восстания», «Академика Барабашова». Периферийной зоны – «Холодная гора», «Пролетарская», «Героев Труда», «23 августа».

Анализ исторического формирования различных ЗВСМ Харькова, различающихся по времени возникновения, роли и месту в системе планировки города, позволяет выявить определенную последовательность смены типа конфигурации ЗВСМ в процессе ее развития. Для более ранних стадий, которого характерна, как правило, компактная конфигурация, которая в процессе эволюции переходит в линейную, а в последствии трансформируется в сплошную сеть интенсивно освоенных зон.

Выводы. На основе изучения научных работ по данной теме и практического опыта формирования городского пространства в ЗВСМ выявлены основные принципы пространственного взаимодействия зон влияния станций метрополитена и городской среды. Разработана функционально-пространственная классификация взаимодействия узла метрополитена с внешнегородским пространством, характеризующая форму архитектурно-пространственной интеграции узла метрополитена с предметно-пространственной средой города.

Перспективы продолжения исследования определены углубленным системным подходом к дальнейшему изучению пространственного взаимодействия ЗВСМ и городской среды в контексте современного развития города. А также более детальная разработка основных принципов функционально-типологической дифференциации ЗВСМ в планировочной структуре города.


Список литературы

1.     Русаков Е.С. Транспортно-коммуникационные узлы в структуре современного города: Дис. … канд. арх. – М., 1974. – 150 с., черт.

2.     Глазычев В.Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. – Стройиздат, 1984. – 176 с.

3.     Линч К. Образ города. / Пер. с англ. В.Л. Глазычева; Сост. А.В. Иконников. Под ред. А.В. Иконникова. – М.: Стройиздат, 1982. – 328 с.

4.     Губина М.В. Формирование общественно-торговых центров в зонах влияния станций метрополитена: (На примере крупнейших городов УССР): Дис… канд. архитектуры: 18.00.04. – Киев, 1990. – 195 с.: ил.

5.     Смолова М.В. Метрополитен в планировочной структуре города: Автореф. дисс… канд. архитектуры: 18.00.04/ – М., 1990. – 23 с.

6.     Сысоева В.А. Особенности формирования городского пространства в зонах влияния станций метрополитена (на примере Минска): Автореф. дисс… канд. арх.: 18.00.04. – Минск, 2002. – 24 с.

7.     Токарева Г.Ш. Формирование и развитие городских узловых районов: Автореф. дисс… канд. архитектуры: 18.00.04. – М., 1985. – 23 с.

8.     Тер-Восканян О.Ш. Формирование системы общественно-транспортных узлов крупнейшего города: Дис… канд. архитектуры: – М., 1887. – 179 с.
Категория: Публикации друзей | Добавил: EnvpsyLab (01.12.2008) | Автор: Блинова Мария Юрьевна
Просмотров: 2991 | Рейтинг: 0.0/0 |

Создать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2017