Воскресенье, 19.11.2017, 20:59Главная
Экопсихологическая лаборатория
| RSS
Главная » Статьи » Публикации друзей

Категории материалов

Статьи [1]
Публикации сотрудников [4]
Публикации друзей [17]



Становление психологии взаимодействия с окружающей средой (исторический аспект). Часть 1. Начало

ИСТОЧНИК: Смолова Л. В. Становление психологии взаимодействия с окружающей  средой (исторический аспект)//4-я Российская конференция по экологической психологии: Материалы конференции/Под общ. ред. В.И.Панова и А.В.Иващенко. М.: РУДН, 2006. – с. 28-42.

Часть 1. Начало

В последнее десятилетие в отечественной науке наблюдается возрастающий интерес к области экологической психологии. Однако знание о направлении «environmental psychology»  остается, к сожалению, очень ограниченным. В научной литературе ее упоминают как об инвайронментальной или средовой парадигме. Цель этой статьи – краткое представление этой области, исторического обзора ее становления за рубежом по материалам американских источников.

Мы начнем с ряда определений, предложенных в разное время.  Трудности дефиниций связаны с относительной неустойчивостью и вариативностью англоязычной терминологии, междисциплинарностью ее происхождения, сложностями перевода на русский язык.  

В ранние 1950-е годы зарубежная психология начала проявлять увеличивающийся интерес к отношениям, возникающим между характеристиками окружающей среды и поведением человека. Было задействовано множество определений. Например, «архитектурная психология» (architectural psychology), «психология взаимодействия с окружающей средой» (environmental psychology), «экопсихология» (ecopsychology), и «экологическая психология» (ecological psychology), «зеленая психология» (green psychology), «экологический подход в психологии» (ecological approach in psychology) и другие. И только в 1964 году с целью упорядочивания терминологического аппарата было утверждено принятое сегодня название «environmental psychology».

Сразу же определимся с переводом. Дословно термин «environmental psychology» переводится на русский язык как «психология окружающей среды» (environmental – относящийся к окружающей обстановке, среде; psychology – психология).  Однако вследствие того, что подобный перевод, на наш взгляд, не содержит в себе его сути, нами этот термин переводится как «психология взаимодействия с окружающей средой». Дословный перевод с одного языка на другой не всегда может отразить сути явления, поэтому он может не быть буквальным, но обязан соответствовать его сущности. Как мы знаем, этим часто пользуются переводчики, когда важно передать смысл и сохранить контекст того или иного термина.

В выражении «психология окружающей среды», на наш взгляд, фокус внимания содержится именно на слове «среда». Такой перевод и выражение подчеркивает, что среда одухотворена и имеет свое «психе». Ни в коем случае не опровергая этого  утверждения, с таким переводом мы в корне не согласны. В этом случае складывается впечатление, что область ограничивается исключительно изучением различных видов сред, исследованием характеристик среды, их влияния на человека. Такое понимание действительно существовало на заре становления психологии, когда среда и человеческое поведение изучались отдельно друг от друга. Однако еще Kurt Levin (Левин К., 2001) предложил важнейшую методологическую идею – сдвиг акцента с «природы объекта» на анализ его взаимосвязей и взаимоотношений с другими объектами, и с его окружением (стр. 6).

Наша идея перевода состоит в том, что смысл термина содержится в слове «взаимодействие», что подчеркивается неизменно в каждом  определении термина «environmental psychology». Приведем здесь лишь некоторые из них.

Нarold Proshansky (по Francis T., 1993) понимает ее как дисциплину, которая исследует взаимодействие и отношения между людьми и окружающими их средами. Причем большое значение он придает осознанию постоянного влияния на человека различных видов сред (естественных, искусственных, социальных) и реакциям на них людей (как отдельных личностей, так и целых сообществ). Tony Cassidy (1997) указывает, что это "изучение взаимодействия между индивидуумами и их социо-физическими окружающими средами". Интерес автора обращен к пониманию человеческих отношений, внутреннего опыта, и поведения по отношению к окружающей среде, и направлен на изменение этих отношений и поведений, чтобы способствовать сохранению окружающей среды и улучшить человеческое функционирование. Russell Veitch, Daniel Arkkelin (1995, стр. 10) определяют психологию взаимодействия с окружающей средой как междисциплинарную поведенческую науку, ориентирующуюся на теорию и практику, чьим фокусом внимания являются систематические взаимосвязи между физическими и социальными окружающими средами и индивидуальным человеческим поведением и опытом. Robert Gifford, один из ведущих специалистов в области психологии взаимодействия с окружающей средой, указывает, что это исследование взаимосвязи между людьми и их физическим окружением (2002, стр. 1)

Таким образом, именно идея взаимодействия, взаимовлияния является центральным принципом психологии взаимодействия с окружающей средой. Так этот термин и будет переводиться нами в дальнейшем.

В истории возникновения психологии взаимодействия с окружающей средой не существует самого первого исследования, сделанного в этой области. Географы, архитекторы, психологи, социологи, исследователи во многих других дисциплинах давно изучали отношения между окружающей средой и поведением, и сегодня мы можем проследить корни их исследований в работах, сделанных на заре становления этой области.  Предлагаемый ниже обзор имеет не последовательный характер. Многие события происходили параллельно и в различных научных областях.  

Психологические истоки. Научное изучение отношений между окружающей средой и человеческим поведением может быть найдено в начале ХХ века. Уже тогда проводились исследования восприятия таких стимулов окружающей среды, как свет, звук, вес, давление и т.д. (Bell Р., 1996). К 1940-ым годам появилось некоторое количество изысканий относительно связей поведения и окружающей среды, включая ранние работы по поведенческой географии, психологии когнитивных карт окружающих сред и городской социологии. Однако эти работы не носили систематического характера и не приближались к современному пониманию исследований взаимодействия окружающей среды и поведения. Фактически изучение среды сводилось к лабораторным исследованиям.

Психологи, изучавшие восприятие окружающей среды, находились под влиянием ранней теории гештальт-психологии – направления, развивавшегося в Германии. Гештальт-психологи полагали, что люди с рождения имеют врожденную тенденцию организовать свой чувственный мир. В поддержку этой идеи они подчеркивали сильную человеческую потребность определить то, что находится в поле восприятия и составляет четкую "фигуру", которая выделяется из фона.

Одной из теорий, которая кажется особенно применимой к восприятию окружающей среды, является вероятностная модель Egon Brunswik (1956). Он сконцентрировался на базовых процессах восприятия, изучал способы воздействия факторов физической окружающей среды на поведение.

Он верил, что физическое окружение может воздействовать на людей без их знания об этом. Например, звук от флюорисцентной лампы может влиять на удовлетворенность работой служащего в офисе или продуктивность, даже если он не осознает этого шума. Egon Brunswik доказывал, что такие факторы действительно могут действовать на психику человека и, следовательно, они должны изучаться систематически. Он был одним их первых, кто использовал термин «психология взаимодействия с окружающей средой» («environmental psychology») в 1943 году (по Gifford R., стр. 5).

Важность теории Brunswik для психологии взаимодействия с окружающей средой заключается в том, что и воспринимающий, и  окружающая среда являются исключительно важными и неразрывными элементами процесса восприятия: "И организм и окружающая среда будут должны рассматриваться как системы, каждый со своими свойствами... Так же как психология должна быть заинтересована структурой организма... она должна быть заинтересована структурой окружающей среды" (по Gifford R., стр. 27)

Для James Gibson и его молодого коллеги Ulrich Neisser человеческая способность воспринимать зависит от управления сложными отношениями между объектами, поскольку люди перемещаются в окружающем их мире. Осмысление мира, следовательно, имеет значение только в сложном, не лабораторном, множестве информации. Таким образом, истинное понимание восприятия должно быть основано не на лабораторных явлениях, а в рамках экологической психологии, в которой  наблюдатель является постоянно вплетенным в богатый и сложный мир организованной визуальной информации (Гибсон Д., 1988).  J. Gibson и U. Neisser стали известными как основатели экологической психологии. Данный термин исходит из их положения о том, что лабораторные изучения не имеют экологической валидности.

Kurt Lewin (Левин Курт, 2001) - ранний последователь гештальт-психологии, известен за привнесение идей гештальт-психологии в исследования по социальной психологии. Он был убежден, что поведение и опыт могут лучше всего быть поняты в пределах структуры, основанной на взаимодействии личности и окружающей среды. Это и отражено в его известном уравнении B = f (P, E), где B (behaviour) - поведение, f (function) - функция, P (person) – личность, а E (environment) – окружающая среда.

События в психологической среде, с его точки зрения, могут вызывать изменения в физическом мире. Между этими двумя мирами — двустороннее сообще¬ние. Граница между жизненным простран¬ством и внешним миром обладает свойством проницаемости. Граница напоминает проницаемую мембрану или сеть — скорее, чем стену или жесткий барьер. Указание на проницаемую границу между жизненным пространст¬вом и физическим миром чрезвычайно важно. Поскольку события в непсихологическом мире могут кардинально менять все течение собы¬тий в жизненном пространстве, прогнозы, основанные только на знании психологических законов, несерьезны. Никогда нельзя быть уверенным заранее, что какое-то событие из внешней оболочки не на¬рушит границу жизненного пространства и не перевернет вверх дном психологическую среду. Случайная встреча, неожиданный телефонный звонок, авария, как известно, могут изменить состояние, а иногда даже и течение жизни, и, следовательно, поведение человека.

Хотя идеи K. Lewin не были приняты большинством психологов до 1970-ых, они с самого начала предложили основные принципы для психологов, работающих в области взаимодействия с окружающей средой. Чтобы описать область своих исследований, он представил термин «психологическая экология» (Левин К., 2001, стр. 248), что было источником вдохновения для многих из его студентов, ставших со временем стали известными исследователями, среди  которых можно назвать Roger Barker, Leon Festinger и Urie Bronfenbrenner.

Двое из последователей - Roger Barker (1968, 1990) и Herbert Wright основали первую научную лабораторию, имеющую целью изучение того, как  человеческое поведение подвержено влиянию окружающей среды. В 1947 году в  маленьком городе Оскалуза (Oskaloosa), Штата Канзас, была основана  Психологическая Полевая Станция Среднего Запада (The Midwest Psychological Field Station), которая была увековечена как анонимный город "Мидвест" ("Midwest").  Она работала в течение 25 лет, изучая жизнь реальных людей в реальных ситуациях, уделяя особенное внимание поведению детей.  Полученные данные оказались впечатляющими, так как R. Barker и H. Wright и P. Gump смогли получить доказательства сильного влияния места и окружающей обстановки на поведение детей. Как отметил Paul Gump (по Francis T., 1993, стр. 6), "два ребенка в том же самом месте вели себя более похоже (одинаково), чем один ребенок в двух местах".

Новая область, появившаяся на основании работ R. Barker and H. Wright (Barker R., 1990) в штате Канзас, была названа «экологическая психология». Термин «экологическая» подразумевал биологическую перспективу и подчеркивал, что акцент ставится на спонтанно возникающем поведении в естественной обстановке. Она подчеркивала роль физической обстановки в формировании человеческого поведения, и зажгла живой интерес к воздействию, которое физическая окружающая среда оказывает на людей.

В конце 1960-ых и в начале 1970-ых, на закате работы Психологической Полевой Станции Среднего Запада, психология взаимодействия с окружающей средой появилась как область со своей собственной идентичностью. «Это было время, когда развивались первые программы по подготовке дипломированных специалистов в области психологии взаимодействия с окружающей средой, появились первые журналы, и профессиональные организации, и много психологов стали называть себя психологами в области взаимодействия с окружающей средой» - пишет Francis T. (1993, стр.6).

В 1950-х появились другие исследователи этого направления. Например, Abraham Maslow (по Gifford R., 2002) доказал, что одни и те же фотографии людей были оценены совершенно по-разному при помещении их в разные среды – приятную, среднюю и неприятную

Н. Proshansky (по Francis T., 1993) приводит много фактов, свидетельствующих о бурном развитии интереса к психологии взаимодействия с окружающей средой со стороны классической науки. Подогревали этот интерес социальные темы, такие как гражданские права, окружающая среда, женское движение, когда активисты обращались к социальной психологии за ответами на вопросы, поставленными обществом. К сожалению, эти запросы обычно заканчивались разочарованием, так как в ответах теоретической и практической социальной психологии было очень немного полезного для этих движений. Предпочтение классических, однако, часто искусственных лабораторных исследований оставило социальных психологов неподготовленными для того, чтобы иметь дело с огромным множеством сложных появившихся проблем. Новая область психологии взаимодействия с окружающей средой была более эклектична, менее жестко привязана к теории, и более междисциплинарна. Это было более жизнеспособным ответом на ситуацию, и в результате первыми психологами, работающими в этой области, стали социальные психологи с практическими интересами и гибким подходом к решению проблем.

Часть 2. Продолжение

Категория: Публикации друзей | Добавил: EnvpsyLab (26.06.2009) | Автор: Смолова Л.В.
Просмотров: 5270 | Рейтинг: 5.0/2 |

Создать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2017