Воскресенье, 19.11.2017, 20:54Главная
Экопсихологическая лаборатория
| RSS
Главная » Статьи » Публикации друзей

Категории материалов

Статьи [1]
Публикации сотрудников [4]
Публикации друзей [17]



Смолова Л.В. Становление психологии взаимодействия с окружающей средой (исторический аспект). Часть 2. Продолжение

ИСТОЧНИК: Смолова Л. В. Становление психологии взаимодействия с окружающей  средой (исторический аспект)//4-я Российская конференция по экологической психологии: Материалы конференции/Под общ. ред. В.И.Панова и А.В.Иващенко. М.: РУДН, 2006. – с. 28-42.


Часть 2. Продолжение

Архитектурные истоки.
Хотя прямые психологические истоки психологии взаимодействия с окружающей средой содержатся  в работах Kurt Lewin и его последователей, важные исследования поступили и из других областей. «Архитектурная психология» отражает направление, которое объединяет большое количество работ, посвященных дизайну среды и исследований влияния окружающей среды на поведение человека.   

В 1950 – е годы психологи Государственной Больницы г. Топика, Штат Канзас (Topeka State Hospital in Topeka, Kansas), работавшие с архитектором Lawrence Good, собирали наблюдения, брали интервью у пациентов и штата больницы для разработки нового дизайна больницы для пациентов с психическими расстройствами. Примерно в это же время William H. Ittelson, Harold Proshansky, Daniel Rosenblatt, а позже Leanne Rivlin (по Resources…, 1979) делали первые шаги ко введению систематической исследовательской программы, которая исследовала бы влияние дизайна больничных палат на поведение пациентов в психиатрических больницах. Эти первые шаги включили исследование соответствующей литературы и развитие серии рабочих материалов, для ориентации в специфике проблемы. В 1962 году этими учеными были предприняты первые систематические исследования психиатрических палат, которые продолжались в течение восьми лет.

Канадский психиатр Humphrey Osmond, опубликовал научное исследование "Функциональность как Основа Дизайна Психиатрической Палаты" "Function as the Basis of Psychiatric Ward Design"  (Osmond Н., 1957). Предметом своего исследования он выбрал помещения для отдыха в психиатрических больницах и стал работать с тем, как различное расположение стульев усиливает или ослабляет социальное взаимодействие пациентов. Он выбрал термины «социопетальное», чтобы описать обстановку, которая усиливает взаимодействие, и «социофугальное» расположение - для обозначения обстановки, которая ослабляет ее. 

Позже Robert Sommer (по Resources…, 1979) продолжил эти исследования. Типичный зал аэропорта или залы ожидания на железной дороге, указывает он, обычно имеют социофугальное расположение, когда сидения расположены  спина к спине. Социопетальное расположение – лицом к лицу вокруг некого центра, например, стола, что способствует более глубокому общению людей друг с другом.  Традиционные комнаты для отдыха в дневное время в психиатрических учреждениях были социофугальными, то есть стулья располагались рядами вдоль стен, спинками к стене.  R. Sommer  (по Cassidy T., 1997, стр. 8) указывает, что  социофугальное расположение предпочиталось «санитарками,  потому что это делало наблюдение более легким; работниками столовой, так как обеспечивало более широкий коридор для подвоза тележек с пищей, и охраной, потому что оставляло ощущение аккуратности и дисциплинированности". Однако, с другой стороны, такое расположение сдерживало взаимодействие и общение пациентов и закрепляло культуру зависимости, которая делает управление пациентами более легким. Экспериментирование, использующее большее количество социопетальных проектов, дало существенные улучшения для улучшения коммуникации пациентов.

Как отмечает К. Izumi (1969), работа Humphrey Osmond вдохновила других исследователей на обширные исследования помещений для отдыха, и уже в середине 1950-ых эти идеи были включены в дизайн психиатрических больниц. В 1958 в Нью-Йорке William Ittelson и Harold Proshansky (1970) начали свое изучение влияния архитектуры больницы на поведение пациентов, страдающими психическими расстройствами. 

В Университете Штата Юта и Университете Штата Канзас, также как и в Государственной Больнице г. Топика выполнялись исследования в палатах психиатрических больниц. В 1961 при поддержке Национального института психического здоровья были проведена первая Конференция по Архитектурной Психологии и Психиатрии  (по Resources…,1979).

Работа антрополога Edward Hall, и, в особенности, его книга «Скрытое Измерение» (The Hidden Dimension) (Hall E., 1966) внесли особый вклад в изучение роли окружающей среды на поведение человека и его опыт. Этот ученый сфокусировал внимание на проксемике (proxemics) - теории о том, как люди используют место. Проксемика — особая область психологии, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Согласно E. Hall, определенные черты пространства (например, комната, улица, кладбище, рынок или городская площадь) представляют собой особые нормативные средства, значимые для организации деятельности отдельных личностей и групп. Причем культуры, как указывает E. Hall, различаются в понимании и использовании этих пространства.

John Calhoun (1971), проводил исследования краудинга (crowding) и территориальности (territoriality) на крысах и других животных. Хотя значение этих работ признавалось уже в 1956, его концепция "поведенческой раковины" ("behavioral sink") стала широко известной только в начале 1960-ых.

Kevin Lynch (Линч К., 1986), дизайнер, работавший в Технологическом Институте Штата Массачусетс, обратил внимание на восприятие урбанистической среды городскими жителями. Он задался вопросом, как они используют пространство города и какие образы города формируют. K. Lynch сосредоточился на исследовании представлений о городе в большей степени, чем на наблюдениях общественного поведения. Он брал интервью у жителей Бостона, Лос-Анджелеса и Джерси-Сити и просил их нарисовать карты города, в котором они живут, описать поездки через него и указать отличительные черты города. Он выявил, что все физические элементы города могли быть расклассифицированы на пять основных категорий – дороги, грани, районы, узлы и ориентиры. На этом основании Линч построил когнитивные карты центральных областей каждого города. Эти карты соотносились с картами, созданными профессионалами - таким образом, выявлялось участие в воображении (в создании образа города) этих пяти элементов.

Для K. Lynch понимание того, как люди воспринимают город зависит от "четкости, разборчивости" городской окружающей среды. То есть от того, как различные части урбанистической среды вписываются в согласованный последовательный образ, и как в дальнейшем этот образ влияет на переживание данного пространства, передвижение человека в городе, его ориентацию в нем и выбор маршрута. В 1960 году Kevin Lynch издал ставшую теперь классической книгу «Образ Города» (Линч К., 1986).

Jane Jacobs является одной из известных исследователей городского планирования, а ее книга «Смерть и Жизнь Больших Американских Городов» (Jacobs J., 1993), опубликованная в 1961 году, постулирует зло массового городского обновления и строительства. Ее интерес к пониманию того, как функционирует город, привел к исследованию образцов социального поведения. Особенно примечательными являются ее наблюдения относительно использования и социальных функций тротуаров, маленьких магазинов и местных парков. Противопоставляя безличный характер большинства городских проектов, она доказывает, что в городской среде должен быть сохранен человеческий масштаб. Среда должна быть соразмерна человеку. В своих предложениях городским проектировщикам и дизайнерам она защищала значимость разнообразия в планировании городских районов, небольшой концентрации людей, маленьких домов, смешанных типов зданий (более старые здания должны быть сохранены!), и такого удобного и уютного пространства, которое бы поощряло присутствие людей на улицах и создавало ощущение разделенной ответственности у жителей за порядок и безопасность.

К 1965 году появились важнейшие работы на стыке исследований поведенческих психологов и специалистов по дизайну. Один из известных архитекторов -  Christopher Alexander (1979), работавший в области компьютерного проектирования, а также имевший подготовку в области поведенческой психологии – предположил, что дизайн окружающей среды должен зависеть от функций или целей данной конкретной среды.

Как указывает французский исследователь в области взаимодействия с окружающей средой Claude Levy-Leboyer (1982), в послевоенной Англии социальные науки стали вовлекаться в архитектурное планирование, вдохновленные известной фразой  Черчилля: "Мы даем форму нашим зданиям, а они, в свою очередь, формируют нас" (по Cassidy T., 1997, стр.7). В течение 1940-ых годов наблюдалось усиление психологического вклада  в дизайн окружающей среды, хотя к концу десятилетия интерес ослабел, и финансирование уменьшилось.

В 1960-е годы интерес к области появился снова, и архитектурная психология вновь стала популярной, а в 1969 году произошла одна из первых европейских конференций по архитектурной психологии в Глазго. В течение 1960-ых годов в Британских университетах было сформировано несколько исследовательских сообществ, сосредоточенных на оценке зданий и их эффективности для людей. В  Университете Суррея лидерами группы психологии взаимодействия с окружающей средой стали David Cantеr и Terence Lee. Группа была сформирована Т. Lee, который предпочитал термин «психология взаимодействия с окружающей средой». David Cantеr же в своих ранних работах предпочитал термин «архитектурная психология», а затем стал более склоняться к термину «психология места» (David Cantеr, 1977). Таким образом, мы еще раз видим интеграцию социальных и физических аспектов науки. 

Географические корни. Несмотря на то, что архитектура произвела существенный вклад в развитие области психологии взаимодействия с окружающей средой, она была далеко не единственной. Подробный обзор вклада географов в психологию взаимодействия с окружающей средой делают Harold Prohansky и Irwin Altman (Resources …,1979). Они подчеркивали, что восприятие окружающей среды всегда привлекало внимание географов. Начиная с работ Gilbert White о наводнениях, географы интересовались управлением ресурсов и фокусировали свое внимание на восприятии естественных опасностей и рисков. Они были заинтригованы тенденцией людей селиться в местах с повышенным риском воздействия природных угроз или возвращаться на опустошенные этими стихийными бедствиями родные места. Burton, Kates и White (там же) обнаружили, что угроза повторения бедствия была недооценена жителями областей высокого риска. Стратегиями для совладания с неопределенностью естественных опасностей являлось исключение рисков, отрицание их существования, нахождение контроля у высших сил (Бога или правительства).

С другой стороны появлялись исследования, пытавшиеся найти связь между особенностями восприятия и географией. Так, например, Avner Falk (Maps…, 1989, стр. 144) описывает миф, связанный с Америкой и с Калифорнией, имеющий в своей основе и географические корни. Существовало много упрямо поддерживаемых фантазий о том, что Америка и Калифорния являются Райским островом, полным  вечного счастья.  Они происходили от примитивной, но мощной инфантильной фантазии об утопической жизни без боли, ограничения или расстройств любого вида, где "…вечное младенчество на счастливых землях, … где могут быть удовлетворены оральные регрессивные желания и невозможно существование самой смерти... ".  Этот миф подвигал людей искать счастье именно в этой стране. Интересно, что он сохраняется до сих пор. В действительности, как указывает I. Niederland (по Maps…, 1989), название самой Америки  - это ошибочное измененное имя Америго Веспуччи (Amerigo Vespucci) немецким картографом. В подобном измененном названии, с его точки зрения, прослеживается отношение к материнским фонетическим ассоциациям («Ам», «Мер», обозначающие "маму" и мать). Таким образом, много иммигрантов, направлявшихся в Америку, имели представления о ней как о большой хорошей матери, берущей в свои объятия. Также примечательно, что все шесть континентов, также как большинство стран, имеют женские имена. Объясняя, таким образом, символическое значение различных географических особенностей земли и бессознательных конфликтов, вовлеченных в их исследование, I. Niederland внес вклад в наше понимание психологических феноменов, связанных с географией. 

Другие дисциплины, близко связанные с географией – науки об окружающей среде  и экология, главным образом интересуются проблемами окружающей среды, такими, как, например, ее загрязнение, использование природных ресурсов и злоупотребление ими, поведение, деструктивное по отношению к окружающей среде. Здесь накоплено много данных относительно использования ресурсов и взаимодействия между людьми и окружающим миром. Однако понимание этих взаимосвязей не может быть полным без определенного психологического вклада.

Таким образом, мы видим, что знание, накопленное в разных областях наук, характеризовалось как богатством опыта, так и разнообразием терминологического аппарата. В 1964 году на Конференции Американской Ассоциации Больниц в Нью-Йорке  на основании доклада W. Ittelson было принято решение об объединенном  названии области, занимающейся научным исследованием взаимодействием человека и среды, – «environmental psychology» (по Cassidy Tony, 1997).

Нельзя, однако, не сказать несколько слов и о направлении, которое родилось  80-е годы ХХ века в США - экопсихологии («Ecopsychology») (Environmental Science, 2003).  В основе лежат философские идеи норвежского философа Arne Naess (1988), который предложил философскую концепцию глубинной экологии («Deep ecology»), сформулированную в 1973 году. Он говорил, что экология не объясняет глубинных связей в природе и является «мелкой», а также не фокусируется на вопросах связанных с человеческими ценностями жизни в гармонии с природой, снижения материальных потребностей, использования технологий, не наносящих вред окружающей среде, защите дикой природе, и обучении этому детей.

Основная идея Arne Naess: все виды на земле имеют равноценность. Причем равноценность имеют также и неживые объекты – например, горы, скалы, реки и т.д. Основная цель человека – идентификация с миром, избавление от понятия объект и субъект. Другое название этого метода – экософия.

 В рамках экопсихологии существуют еще два подхода, созданных также не психологами: трансперсональная экология (основанная экофилософом Fox Warwich, 1990) и экопсихология (основана философом и историком Theodore Roszak, 1993). T. Roszak указывает (1993, стр. 10), что «Если Земле больно – нам тоже больно». Чтобы вылечить себя посредством «голоса Земли» нам нужна экопсихология, центральным элементом которой является терапия, которая раскрывает детское чувство очарованности миром, наше глубинное чувство этической ответственности за планету и других людей. 

Сущностью этих теоретических подходов, развившихся из философских концепций и объединенных под названием экопсихология, является обращение особого внимания на состояние и качество окружающей среды, принятие человеком ответственности за ее изменение, сохранение, охрану и помощь естественной окружающей среде. Сторонники экопсихологии акцентируют внимание на  обязательстве между индивидуумами и землей, на изменении разрушающего поведения по отношению в окружающей среде и смене его на конструктивное и сберегающее. Несомненным вкладом экопсихологии является создание ряда терапевтических методик для восстановления связи с миром, преодоления отчуждения от природы – они описываются как методы в экообразовании и экотерапии.

Несмотря на то, что  оба направления обеспокоены взаимодействием человека с окружающим миром,  психология взаимодействия с окружающей средой и экопсихология не являются тождественными, так как в первом случае речь идет о научном, а во втором случае – о философском подходе.

Эти направления могут предложить друг другу полезные идеи и методы, и создать мощный синтез для понимания и изменения, однако  возможно они слишком далеки друг от друга.

Так, например, Theodore Roszak, в своей книге Голос Земли («The Voice of the Earth») настаивал, что экология и психология взаимодействия с окружающей средой нуждаются в друг друге и что "подавление экологического бессознательного является самой глубокой причиной общего безумия в индустриальном обществе; открытый доступ к экологическому бессознательному - дорога к здравомыслию" (по Ecopsychology, 1995, стр. 12). 

Sarah A. Conn (Ecopsychology, 1995, стр. 162) высказывает иную мысль: «Я думаю, что существует опасность, что экопсихология со временем сделает попытку объединения с академической психологией. Если это случится, то заново возникнут те же самые проблемы, которые экопсихология пробует решить. Это может закончиться, например, возникновением двойственности между тем, что является живым, а что нет.  Изначальная причина того, что первобытные культуры имели устойчивые отношения с Землей такова, что они не превращали Землю в объект, с которым они разделены, который надо изучать и беречь. С их точки зрения, как и с точки зрения экопсихологии,  мы неразрывно переплетаемся с Землей, у которой мы учимся. Другими словами, сама господствующая психология должна измениться, если собирается сделать вклад в экопсихологию. Она  должна освободить себя от собственной устарелой модели».

Таким образом, несмотря на то, что экопсихология и психология взаимодействия с окружающей средой имеют много общего, время объединения еще не пришло. Они взаимно дополняют друг друга, но их цели не являются тождественными. Или, как приводит Robert Gifford (2002, стр 11.) известное изречение для обозначения отношений этих направлений - «страсть без науки опасна; наука без страсти несущественна».

Возвращаясь к истории становления психологии взаимодействия с окружающей средой, отметим, что ее бурное развитие отразилось в большом количестве периодических печатных изданий, учебников, конференций, внедрении специализаций в программы учебных заведений.

К 1967 году архитектурная группа  психологии в Университете Штата Юта (Солт-Лейк-Сити) издала «Архитектурный Информационный бюллетень Психологии», (Architectural Psychology Newsletter). В 1974 в Вашингтоне, округе Колумбия был издан первый выпуск Информационного бюллетеня Социологии Окружающей среды (Environmental Sociology Newsletter). В 1969 году был учрежден журнал «Окружающая среда и поведение» (Environment and Behavior). В 1971 вышел в свет Журнал Архитектурных Исследований (Journal of Architectural Research). Журнал «Дизайн и Окружающая среда» (Design and Environment) начал издаваться в 1969. И, конечно же, мы не можем не упомянуть «Журнал Психологии Взаимодействия с Окружающей средой» (Journal of Environmental Psychology), «Невербальное Поведение и Психология Взаимодействия с Окружающей средой» (Nonverbal Behavior and Environmental Psychology), являющиеся профильными по этой тематике.

Первый учебник «Введение в психологию взаимодействия с окружающей средой» появился в 1975 (Ittelson I., William H., 1975).  После его выхода в свет последовал ряд других учебников: Claude Levy-Leboyer  (1982), Francis T. McAndrew (1993), Russell Veitch, Daniel Arkkelin  (1995), Tony Cassidy (1997), Robert Gifford (2002) и многие другие.

Одни  из первых конференций, представлявшие исследования в области взаимодействия с окружающей средой, как уже отмечалось, были связаны с областью архитектуры. Первые конференции, специально посвященные архитектурной психологии, прошли в Университете Штата Юта (Utah) в 1961г. и 1966 годах. А в 1969, группа архитекторов, дизайнеров, проектировщиков и психологов провела свою первую конференцию, назвав себя Ассоциацией Исследователей в области дизайна Окружающей среды (Environmental Design Research Associates - EDRA).

Американская Психологическая Ассоциация (American Psychological Association - АРА) в 1973 установила Целевую группу по Окружающей среде и Поведению (Task Force on Environment and Behavior) под руководством Irwin Altman и Willo White.

Отделение по психологии взаимодействия с окружающей средой имеется и в такой известной организации, как  международная ассоциация прикладной психологии (International Association of Applied Psychology -IAAP).

Нельзя не упомянуть и о Международной Ассоциации Исследований человека и окружающей среды (International Association for People-Environment Studies - IAРS), выпускающей Архитектурный Информационный Психологический бюллетень. Официально она была основала в 1981 году, хотя ее происхождение возвращается к ряду успешных конференций в нескольких Европейских странах с 1969. IAPS зарегистрирована как Организация Великобритании, однако имеет международное членство.

В 1960-ых и 1970-ых годах в университетах США начали вводиться  программы по специальности «психолог в области взаимодействия с окружающей средой» («environmental psychologist»). Сегодня настоящая специализация стала еще более популярна и присутствует в еще большем количестве университетов. Обучение ведется на отделениях архитектуры, социологии, географии, городского планирования, психологии. Здесь можно также упомянуть о существовании специализации для защиты степени PhD (эквивалент Российской степени «кандидат наук»), которая была введена в 1968 году в Университете Нью-Йорка под руководством William Ittelson и Harold Proshansky. Это начинание  продолжается и в других университетах США по настоящее время.

Подведем некоторые итоги. Как показал этот краткий экскурс в истоки становления психологии взаимодействия с окружающей средой, направление зародилось в Северной Америке, где была проведена обширная часть исследований. Однако необходимо подтвердить Европейское влияние и вклад в формирование науки.

В России настоящее направление только начинает развиваться. Но опыт, который уже получен мировым научным сообществом, может и должен быть продуктивно использован отечественными исследователями.

   

Литература.

1.    Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию/Перевод с англ., общая ред. и вступительная статья А.Д. Логвиненко. – М.: Про¬гресс, 1988.- 464с.

2.    Левин Курт. Динамическая психология: Избранные труды. – М.: Смысл, 2001.- 572с.

3.    Линч Кевин. Образ города/перевод с англ. В.Л.Глазычева; сост. А.В. Иконников, под ред. А.В. Иконникова. – М.: Стройиздат, 1982. - 328 с. (перевод издания: Lynch K. The image of the city. Cambridge, Mass.: The M.I.T. Press, 1960).

4.    Alexander Christopher. The timeless way of building. – New York: Oxford  University press, 1979

5.    Barker R.G. Ecological Psychology: Concepts and methods for studying the environment of human behaviour. – Stanford, CA: Stanford University Press, 1968

6.    Barker R.G. Recollections of the Midwest Psychological Field Station//Environment and Behaviour, 1990, 22, pages 503-513 

7.    Bell Paul A., Green Thomas, Fisher Jeffrey D., Baum Andrew. Environmental Psychology. 4th edition. – Harcourt Brace College Publishers, USA, 1996. – 615 p.

8.    Brunswik E. Perception and representative design of psychological experiments.-Berkeley: University of California Press. – 1956

9.    Calhoun J.B. Space and strategy of life. In A.H. Esser (Ed.), Behavior and environment: the use of space by animals and men (PP. 329-387).- Bloomington: University of Indiana Press, 1971

10.    Canter David. The psychology of place. – London: Architectural Press, 1977. – 198 p.

11.    Environmental Science. – The Baltic University programme, Uppsala University, Sweden, 2003. – 824p.

12.    Francis T. McAndrew. Environmental psychology. – Pacific Grove, California, Belmont, 1993. – 406p.

13.    Fox, Warwick Toward a transpersonal Ecology: Developing New Foundations for environmentalism. Boston: Shambala, 1990 – 167p.

14.    Gifford R. Environmental psychology. Principles and practice. – 3rd ed, 2002. – 535p.

15.    Hall E. T. The hidden dimension. Garden City, N.Y.: Doubleday, 1966.

16.    Ittelson, W. H., Proshansky, H. M., & Rivlin, L. G. The environmental psychology of the psychiatric ward. In H. M. Proshansky, W. H. Ittelson & L. G. Rivlin (Eds.), Environmental psychology: Man and his physical setting. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1970.

17.    Izumi K. Some psycho-social considerations of environmental design. Two lec¬tures given at the University of Waterloo, Waterloo, Ontario, November 13 and December 11, 1969.

18.    Jacobs Jane. The death and life of Great American Cities. – New York. The Modern library, 1993.-598p.

19.    Levy-Leboyer Claude. Psychology and environment/ Translated from the French by David Canter and Ian Griffiths. – Beverly Hills/London/ New Delhy, "Sage publications”, 1982. – 193 p.

20.    Maps from the mind: readings in psychogeography. – Norman: University of Oklahoma Press, 1989. – 272 p.

21.    Naess Arne. "Self-Realization: An Ecological Approach to Being in the World," in John Seed, Joanna Macy, Patricia Fleming, Arne Naess, eds., Thinking Like a Mountain (Phila¬delphia: New Society, 1988), p. 28.

22.    Osmond H. Function as a basis of psychiatric ward design. – Mental Hospitals (Architectural Supplement), 8, 23-30

23.    Resources in Environment and behaviour/Edited by Willo P. White.-American Psychological Association, Washington,D.C.,1979.-p.317

24.    Roszak Theodore. The Voice of the Earth: An Exploration of Ecopsychology. – New York: Touchstone, 1993. - 187р.

25.    Tony Cassidy. Environmental psychology: Behaviour and Experience in Context.-Psychology press, Taylor and Francis group, 1997. – 282p.

26.    Veitch Russell, Arkkelin Daniel. Environmental Psychology. An interdisciplinary perspective. – Prentice Hall, Englewood cliffs, New Jersey. – 1995.-461p.  


Вернуться в начало статьи

Категория: Публикации друзей | Добавил: EnvpsyLab (26.06.2009) | Автор: Смолова Л.В.
Просмотров: 11034 | Рейтинг: 0.0/0 |

Создать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2017