Воскресенье, 24.09.2017, 09:50Главная
Экопсихологическая лаборатория
| RSS
Главная » Статьи » Публикации друзей

Категории материалов

Статьи [1]
Публикации сотрудников [4]
Публикации друзей [17]



К вопросу об эффективности экологического образования
АВТОР: Смолова Лидия Владимировна - кандидат психологических наук, практический психолог,  СПб.
 

С течением времени проблема экологического образования становится одной из самых популярных тем экологической психологии. При анализе российских и зарубежных источников просматривается существенное различие в понимании  этого вопроса, что можно объяснить особенностями развития психологии взаимодействия с окружающей средой за рубежом и экологической психологии в России. Также можно предположить, что эти два подхода отражают различную философию и мировоззрение. Проведем краткий сравнительный анализ этих позиций.   

В зарубежной психологии (анализ сделан на основе американской литературы) значимым является положение о том, что положительное отношение к окружающей среде зачастую не переносится на поведение. Даже зная о проблемах сохранения ресурсов, люди не выключают свет, уходя из комнаты, тратят впустую энергию, игнорируют раздельный сбор мусора и т.д. Это несоответствие между поведением и аттитюдами (отношениями и установками) не удивительно, когда мы, например, рассматриваем отношение к здоровью и реальное поведение. Большинство людей соглашается, что курение, сидячий образ жизни и переедание плохо для здоровья, и все же продолжает делать это. То же самое, наверное, происходит и с отношением к среде: установки только прогнозируют поведение при определенных обстоятельствах, являясь хорошими предсказателями намерения вести себя определенным образом, но они часто не в состоянии перейти на уровень  фактического поведения.

Для формирования соответствующего поведения (мы назвали его сберегающим поведением, то есть дружественным по отношению к окружающей среде) в зарубежной литературе описываются различные психологические интервенции, которые будут затрагивать и уровень аттитюдов, и уровень поведения. Bell и др. (2001) предлагают разделить вмешательства на предшествующие или последовательные в зависимости от того, происходят ли они перед определенным поведением или после него. Предшествующие вмешательства (antecedent interven¬tions) включают изменение аттитюдов (отношений и установок), экологическое информирование, образование и напоминания о необходимом поведении. Последовательные вмешательства (consequent interventions) включают награды, наказания и обратную связь.

При анализе данных стратегий отмечается, что методы образования и обучения являются недостаточно успешными. Хотя в некоторых случаях образовательные кампании приводили к изменению поведения (Thompson и Stoutemeyer, 1991 и др.), большинство исследователей пессимистичны относительно изменения экологически деструктивного поведения только посредством образования (Clark, Hendee и Burgess, 1972; Cone и Hayes, 1980 и др.): оно может быть успешным, если для формирования сберегающего поведения будут подключены другие методы (Bell, 2001 и др.).

Наиболее эффективными, с точки зрения зарубежных исследователей, являются поведенческие методы, которые представляют собой технологию формирования социально важного поведения человека. Их цель состоит в том, чтобы увеличить частоту поведения, защищающего окружающую среду: например, переработку отходов, уборку мусора, сохранения энергии и т.д. и уменьшить частоту деструктивного поведения. Данные стратегии основываются на теории оперантного обусловливания и использовании подкрепления – то есть стимулов, которые, когда они следуют за поведением, усиливают его и увеличивают вероятность его возникновения в дальнейшем. Награждающий стимул, следующий за поведением и вызывающий в человеке удовлетворение (получение купона на приобретение редкой книги после сдачи макулатуры), называют положительным подкреплением. Отрицательное подкрепление происходит, когда неприятный стимул (например, высокие счета за электроэнергию) помещается после выполнения определенного поведения (например, использование большого количества обогревательных приборов). Наказание означает, что возникнут неприятные последствия (например, штраф) нежелательного поведения (например, разбрасывание бумажек или курение в общественном месте). Обратная связь предоставляет информацию о том, достигает ли человек определенной экологической цели (например, снижение потребления топлива).  

Теория подкрепления, несомненно, игнорирует множество человеческих характеристик. Например, она пренебрегает тем, что люди отличаются друг от друга: не все реагируют одним и тем же образом на награды и наказания. Однако, несмотря на частую критику за упущение некоторых факторов, поведенческие методы эффективно используются для формирования сберегающего поведения и осуществления эффективного вмешательства.

В отечественных исследованиях экологическое образование направлено на изменение отношения к природе, понимания ее проблем, осознавания собственной позиции. При анализе экологических образовательных программ видно, что  подавляющее их число ориентировано на работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. При работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста описывается действенность таких методов как арт-терапия, подвижные игры, выезды на природу, проигрывание ситуаций, связанных с контактом с природой, работа на пришкольном участке и многое другое.

Преобладание внимания исследователей в большей степени к младшему возрасту можно объяснить, прежде всего, возрастными особенностями; также это может быть связано с более привычной исследовательской базой. Детский сад, школа, летний лагерь, клубы юных натуралистов являются благотворной почвой для распространения эколого-просветительских и природоохранных идей. При проведении образовательных программ среди взрослых основной проблемой является мотивация людей к получению подобного рода информации, они должны отчетливо представлять себе цели и смысл ее для себя, выгоду (социально-экономическую, прежде всего), которую она может предоставить. В случае, если взрослый не имеет такого представления, он вряд ли станет тратить время на различные образовательные программы.  

Подытоживая вышесказанное, отметим, что с нашей точки зрения, позиция изменения поведения, характерная для зарубежных исследователей, имеет много сильных сторон. Она дает реальное изменение и относительно быстрое формирование необходимого поведения. Однако слабое звено этого метода состоит в том, что в некоторых случаях поведение, дружественное к окружающей среде, может выполняться механистически, объясняться определенной выгодой (часто материальной) и исчезнуть совсем, когда исчезнет стимул. Поэтому развивать способы формирования сберегающего поведения можно и обязательно нужно, но базой все же  будет экологическое сознание – как зрелая позиция, совмещающая в себе все аспекты личности – волевые, когнитивные, эмоциональные, ценностные, поведенческие и другие. Все это делается в российских – теоретических и практических - исследованиях. Однако, с нашей точки зрения, отечественный подход характеризуется недостаточной определенностью, конкретностью и слишком большой широтой охвата. Нацеленность на глобальные категории и желание сформировать экочеловека на данном этапе находится в определенной оппозиции с реалиями окружающего мира.

Можно предположить, что истина как всегда находится где-то посередине. Залогом успеха является соединение стратегий, совмещающих в себе как обращение к поведению в реальном мире и формирование глубоко прочувствованного отношения к окружающей среде.

Категория: Публикации друзей | Добавил: EnvpsyLab (27.06.2009) | Автор: Смолова Л.В.
Просмотров: 1445 | Рейтинг: 0.0/0 |

Создать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2017