Воскресенье, 24.09.2017, 09:54Главная
Экопсихологическая лаборатория
| RSS
Главная » Статьи » Публикации друзей

Категории материалов

Статьи [1]
Публикации сотрудников [4]
Публикации друзей [17]



Психология взаимодействия с животными и её применение в психолого-социальной работе
ИСТОЧНИК: Смолова Л. В. Психология взаимодействия с животными и ее применение в психолого-социальной работе//Ученые записки Санкт-Петербургского Института Психологии и социальной Работы.- 2008, вып. 1, том 9, с. 45-50
 

Общение с животными оказывает сильное влияние на эмоциональное состояние и поведение человека. В отечественной психологии всё больше внимания начинает уделяться обращению к животным, как для лечения различных заболеваний, так и для достижения необходимых психолого-социальных изменений.

Отечественный врач М.Е. Бурно (1989), являющийся создателем направления «терапия творческим самовыражением», достаточно большое внимание обращает на работу с животными. Он пишет, что этот вид общения психологически обеспечивается тем, что животное обладает рядом качеств, сходных с человеческими: эмоциональностью, способностью выражать свои переживания действиями, звуками, мимикой, реакцией на коммуникативные инициативы человека. Только у совсем уж закрытого человека не возникают в ответ чувства привязанности, предан¬ности, любви. Наконец, многому может научить человека дружба с живот¬ными: способности понимать и сочувствовать, состра¬дать, а подчас и преподать пример надежности, вер¬ности и преданности.

За рубежом существует целая дисциплина, целью которой является изменение состояния человека посредством общения с животными – терапия взаимодействием с животными. Кратко опишем ее содержание и охарактеризуем возможности её применения.

В 1944 году в журнале «Mental Hygiene» была опубликована статья James H. S. Bossard (Bossard J.H.S., 1944), посвященная терапевтической роли собаки. Отмечалось значение, которое домашние животные играют в жизни семьи и в психическом здоровье ее членов; особенное внимание уделялось состоянию детей. На основании личных наблюдений и социологических исследований Bossard описывал множество «ролей», которые может иметь животное в семье. Он изображал животное и как источник безоговорочной любви, и как выход выражения любви у людей, как возможность для человека осуществлять власть, как учителя детей в  таких темах, как приучение к туалету, сексуальному воспитанию, ответственности, партнерстве, социальному взаимодействию.  

Boris Mayer Levinson, детский психолог, расширил идеи Bossard о значении животных в семье, сфокусировал внимание на их роли в процессе терапии и научно обосновал, что присутствие животных в процессе консультирования может быть оправданным и положительно влияет на переживания клиента. В 1962 году он опубликовал свою первую работу «Собака как ко-терапевт» (Levinson, 1962), где отмечал, что мог достичь существенных успехов в психологической работе с тревожными детьми, если на сессии присутствовала собака терапевта. Он обнаружил, что многие замкнутые и необщительные дети успешно взаимодействовали с ней (Levinson, 1970). Домашнее животное, таким образом, служило промежуточным, переходным объектом, способствующим контакту пациента и врача.    

Идеи Levinson, связанные с «терапией домашними животными» («pet-therapy»), или «детской психотерапией, ориентированной на домашнее животное» («pet-oriented child psychotherapy») или «терапией в сопровождении животного» («human/companion animal therapy») (эти термины он придумал специально для своей работы) были встречены коллегами с непониманием и даже цинизмом и презрением (Handbook on Animal-Assisted Therapy, 2000, стр. xxviii).

Тем не менее, идея активно развивалась. Появились направления, привлекающие к терапии различные виды животных и описывающие особенности работы с ними. Начались исследования, посвященные использованию собак, кошек, лошадей, дельфинов, птиц, рыб и многих других животных.    

В 1979 году в Великобритании группа психиатров, психологов, социальных работников и ветеринаров основала общество изучения животных – спутников человека (The Society for Companion Animal Studies - SCAS). Целью организации стала пропаганда исследований, посвященных взаимодействию людей и животных, его друзей и партнеров по жизни и усилению осознанности важной роли животных в обществе.  

Термин «Animal-Assisted Therapy» (Animal – животное; Assistance – помощь, содействие. Assist – помогать, содействовать, присутствовать. Assistant – помощник, ассистент, вспомогательное средство, помогающий; Therapy - терапия) описывает терапию, в которой изменение (формирование  поведения, трансформация эмоционального состояния и т.д.) – достигается за счет привлечения животного. Наиболее точный перевод сущности данного термина, с нашей точки зрения – терапия взаимодействием с животными. Также возможны такие варианты как: побудительная терапия с помощью животных; терапия при помощи животных; терапия содействием животных.

Целью международной некоммерческой организации «Общество Дельта» (The Delta Society) является «пропаганда помощи животных в улучшении здоровья людей, их самостоятельности и качестве жизни» (Handbook on Animal-Assisted Therapy, 2000, стр. xlv). Здесь к терапии привлекаются профессионалы, работающие в области здоровья или обслуживания и использующие животное как часть своей работы. Это целенаправленное вмешательство, при котором встреча с животным  является неотъемлемой частью процесса лечения. Необходимо отметить, что для каждого пациента определяются конкретные цели, а достигаемые в процессе работы изменения измеряются и регистрируются. Данное направление разработано для улучшения физического, социального, эмоционального и когнитивного функционирования человека. Терапия при помощи животных проводится в различных учреждениях и может быть как групповым, так и индивидуальным процессом (Handbook on Animal-Assisted Therapy, 2000; Animal Assisted Brief Therapy, 2007).

Терапия взаимодействием с животными показала свою эффективность в работе с широким диапазоном проблем. В настоящее время за рубежом существуют  следующие  основные направления ее применения:

1.    Терапия, способствующая нормализации состояния человека. Общение с животным оказывает благотворное влияние на человека в кризисном состоянии, успокаивает и расслабляет, снижает чувство одиночества, помогает в процессе социализации.

А. Кризисные состояния. Человек, проходя через тяжелый период, связанный с повышенной уязвимостью и напряжением, может переживать бессилие, страдать от болезни или смерти близких людей. Эти и многие другие события могут усугубить состояние слабости, особенно если человек испытывает недостаток в социальной поддержке. Животные обладают способностью нормализовать стрессовую ситуацию. Общаясь, они не возвращают человеку его дискомфорт и беспокойство. Животное может ненавязчиво поддержать человека и иногда является практически единственным существом способным действительно эффективно оказать эту помощь.

Данная терапия доказывает свою эффективность и при работе с людьми, пережившими сексуальное насилие и пострадавшими от посттравматического стрессового расстройства. Carin Marice Lefkowitz (2005), Carin Lefkowitz, Indira Paharia, Maurice Prout, Dennis Debiak, James Bleiberg (2005) описывают снижение тревожности, понижение физиологического возбуждения, укрепление терапевтического контакта, улучшение социального взаимодействия.

Б. Помощь животных в процессе социализации. Животные стимулируют людей к общению, часто являясь темой беседы. Даже кролик или черепаха пробуждают интерес и дружественные беседы о животном у незнакомых людей (Hunt S.J., Hart L.A., Gomulkiewicz R., 1992). 

Многие исследования направлены на изучение влияния присутствия животных на социальные взаимоотношения. Например, C.R. Sanders и D.M. Robins (1991) обнаружили, что в общественных местах собаки дают своим владельцам больше возможности для контактов, облегчают взаимодействие и общение с незнакомыми людей, помогают устанавливать доверие. 

Взаимодействие с животными используется в программах реабилитации  для малолетних и взрослых правонарушителей. Janice Cobaleda-Kegler (2006) описывает опыт Женского Центра Адам Крис (the Chris Adams Girls Center), работающий с малолетними преступницами, который участвовал в программе по социализации спасенных животных. Результаты показали высокую эффективность такого взаимодействия. Общение с кошками, которое для участниц эксперимента являлось  терапией, формировало социальное поведение. Девочки-подростки переносили этот позитивный опыт в другую обстановку и применяли его в других областях своей жизни.

В. Влияние животных на мотивацию людей. Животные также обладают способностью вдохновлять и мотивировать людей. Так, например, собаки могут мотивировать людей на совершение прогулок. Этот эффект был зарегистрирован при наблюдении за людьми до и после заведения собаки (Serpell J.A., 1991). После того, как люди приобретали собаку, они резко увеличивали свои ежедневные прогулки в течение 10 месяцев исследования. В Южной Калифорнии  пожилые люди, имеющие собак, сообщали о том, что проводили около полутора часов в день на открытом воздухе вместе с животным (Siegel J.M., 1990).

Г. Влияние животных на успокоение или мобилизацию внимания.

Успокаивающие эффекты при взаимодействии с животными особенно ценны у детей, испытывающих трудности в концентрации внимания или гиперактивность. Обширная серия исследований в школе показала, что животные захватывают, удерживают внимание детей и направляют его наружу, что уменьшает возбуждение и агрессию, корректируя поведение (Katcher A., Wilkins G.G., 1997). Даже наблюдение за рыбами в аквариуме расслабляет и уменьшает беспокойство у пациентов, ожидающих приема зубного врача (Katcher A., Segal H., Beck A., 1984).

Другое исследование в школе проводилось с детьми с синдромом Дауна: живая собака являлась более устойчивым фокусом внимания при взаимодействии с собакой и взрослым, чем искусственная собака (Limond J. A., Bradshaw J.W.S., Cormack K.F.M., 1997).  

Для определения, связано ли владение домашним животным с уровнем здоровья, J.A. Serpell (1991) изучал поведение 71 взрослого после приобретения ими домашнего животного (собаки или кота), сравнивая с контрольной группой (26 человек без животных). Владельцы и собак и кошек сообщили о сокращении проблем со здоровьем (примерно на 50 %) в течение первого месяца после приобретения животного. У владельцев собак этот эффект поддерживался в течение всего 10-месячного периода исследования. Обе группы владельцев также через 6 месяцев отмечали улучшение в психологическом самочувствии.

2.    Терапия с разновозрастными группами населения. Это частный вид описанных выше интервенций, когда происходит обращение к жизненному циклу человека, рассматриваются потребности людей в наиболее уязвимых группах с точки зрения возраста –  детей и пожилых.

Американские исследователи Hempel Wright и Loyola Andrea (2007) описывая опыт проведения «собакотерапии» с тридцатью учениками начальной школы, доказывают правомерность и успешность проведения терапии, приводят данные об улучшении социальных навыков, умении слушать и вести беседу, повышении активности учеников.

Терапии взаимодействием с животными лиц пожилого возраста в разных странах посвящено большое количество исследований (Banks Marian R., Banks William A., 2002; Kato Kensuke, Atsumi Tomohide, 2002 и др.). Возможно, покажется парадоксальным, но выявлено, что, с одной стороны старость – период, когда люди наиболее глубоко привязаны к своим животным, но с другой – это возраст с самым низким процентом людей, содержащих животных (Poresky R.H., Daniels A.M., 1998).

R. L. Zasloff, A.H. Kidd (1994) констатировали, что владение домашним животным уменьшает чувство одиночества. Susan L. Filan и Robert H. Llewellyn-Jones (2006), анализируя литературу по терапии взаимодействием с животными c пожилыми пациентами, страдающими слабоумием, приводят данные о том, что присутствие собаки уменьшает агрессию и возбуждение, улучшает социальное поведение. Также описывается, что аквариумы в столовых больниц, стимулируют пациентов лучше есть.

3.    Терапия, направленная на поддержку людей в особых состояниях. Помощь в нормализации социальной среды, снижении чувства одиночества людей с заболеваниями – неизлечимыми болезнями, имеющих психические  нарушения, лиц с ограниченными возможностями.

А. Терапия лиц с неизлечимыми заболеваниями. Животные так же могут быть полезны для больных с тяжелыми, плохо поддающимися лечению состояниями. Пять стадий, описанных Kubler-Ross, через которые проходят люди с неизлечимыми болезнями и их родственники, (отрицание, гнев, сделка, депрессия и принятие) протекают более гладко, когда окружающие оказывают поддержку и способны дать эмоциональную и физическую близость. Безоговорочное принятие животного помогает людям работать со своими чувствами, справиться со своим страхом, отчаянием, одиночеством, уровнем стресса и изоляцией для людей с многочисленными типами терминальных болезней, включая СПИД (Handbook on Animal-Assisted Therapy, 2000; Johnson Rebecca A. и др., 2003),  

Б. Помощь животных лицам с ограниченными возможностями.  Полученные данные свидетельствуют, что животные снижают напряжение, связанное с одиночеством изолированных людей, могут компенсировать и удовлетворить ежедневные потребности  в общении, если они испытывают недостаток в них. Однако в случае, когда основные потребности удовлетворяются посредством семьи или друзей, эффекты влияния животных становится обнаружить труднее.  

Помощь собак в нормализации социальной окружающей среды была проиллюстрирована в исследовании школьников. К детям на инвалидных креслах, имевших обслуживающих собак (service dogs), на детской площадке приближались более часто, чем к не имевшим собак (Mader B., Hart L.A., Bergin B. 1989). Собаки были в состоянии помочь создать успешную обстановку для общения для ребенка с ограниченными возможностями, снизить дискомфорт при общении. Поскольку присутствие собаки гарантировало больше приветствий и теплого приема, ребенка с ограничениями, имевшего собаку, окружающие рассматривали в большей степени как здорового. 

M.C. Steffens и R.Bergler (1998) провели эмпирическое исследование эффектов собак-поводырей. Группа из 80 слепых участников, как имеющих так и не имеющие собак, указывали, что собаки-поводыри превысили все их ожидания и предпочитались в большей степени, чем  сопровождающие люди. Дополнительное исследование L.A. Hart, R.L. Zasloff и A.M.Benfatto (1996) ретроспективно изучило эффекты собак для слабослышащих. Владельцы обнаружили повышенное чувство безопасности, пониженное чувство одиночества и повышенное социальное взаимодействие.

В. Помощь лицам, страдающим психическими заболеваниями. На основании многих исследований было обнаружено, что присутствие животных оказывало благотворное воздействие на лиц с разными психическими заболеваниями.

Японские исследователи Naoyasu Motomura, Takayoshi Yagi, Hitomi Ohyama (2004) указывают, что терапия взаимодействием с животными положительно влияет на психическое состояние больных с деменцией. Kawamura Namiko, Niiyama Masayoshi, Niiyama Harue (2007), изучая долгосрочные эффекты терапии у пожилых пациентов, страдающих слабоумием, также выявили улучшение в умственных функциях после 6 месяцев участия в терапии.

Цель исследователя из Англии Hannah Burgon (2003) состояла в выявлении психотерапевтического эффекта терапии верховой ездой в группе взрослых пациентов психиатрической больницы в Южном Девоне. Сессии включали обучение заботе о лошадях и выполнение простых задач, связанных с ответственностью, дисциплиной и принятием решений. Было обнаружено положительное влияние терапии взаимодействием с животными: полученные в процессе терапии навыки переносились на другие области жизни пациентов.

Большое количество исследований посвящено применению данного вида терапии у пациентов с болезнью Альцгеймера (Curtright Angela, Turner Greg S., 2002; Edwards Nancy E., Beck Alan M., 2002 и др.). Присутствие терапевтической собаки усиливает невербальную коммуникацию – увеличение взглядов, улыбок, тактильных контактов у пациентов с болезнью Альцгеймера  (K. Batson, B. McCabe, Baun M. и C. Wilson (1998).

Другой пример - нормализация социальной окружающей среды у пациентов с болезнью Альцгеймера, проживающих с родственниками. Агрессивные вспышки и эпизоды беспокойства были менее обычны среди пациентов, которые имели регулярный контакт с животными (Fritz C.L., Farver T.B., Kass P.H., Hart L.A., 1995). На членов семей животное также  оказывало успокаивающее влияние, уменьшало стресс, связанный с присутствием  в доме тяжело больного человека. Женщины, ухаживающие за пациентами с болезнью Альцгеймера, чувствовали себя менее тяжело и угнетенно, когда имели рядом с собой кота (Fritz C.L., Farver T.B., Hart L.A., Kass P.H., 1996).

Как мы видим, достаточно большое количество исследований подтвердило, что животные играют существенную роль в качестве жизни людей. Животные, предлагая свою безоговорочную любовь, располагают к общению, обеспечивают поддержку в различных ситуациях.

Несомненно, обсуждая настоящую тему, необходимо сразу же оговорить этическую сторону вопроса. Помогая людям решать их проблемы, важно постоянно думать о другом участнике взаимодействия – животном: о его комфорте и желании выполнять действия, предлагаемые человеком. Важно, чтобы оба субъекта общения находились в равной позиции и одинаково получали удовольствие от пребывания друг с другом. В случае, когда один из субъектов получает определенную выгоду, например, тренирует свои качества в дисциплине и ответственности, решает проблемы социализации, удовлетворяет потребности в поддержке и утешении или просто испытывает удовольствие, а другой - терпит, испытывает боль и вынужден  просто выполнять приказы, мы не можем назвать такое общение действительно экологичным.

В настоящее время терапия при помощи животных успешно развивается. В последнее десятилетие появились первые книги и учебники в данной области . Хочется надеяться, что вследствие своей актуальности, настоящее направление всё больше будет привлекать внимание отечественных исследователей и станет активно распространяться и в России.


Литература

1.    Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: Медицина, 1989. – 304 с.

2.    Animal Assisted Brief Therapy. A solution-Focused Approach.-The Haworth Press, 2007. - 244p.

3.    Banks Marian R., Banks William A. The effects of animal-assisted therapy on loneliness in an elderly population in long-term care facilities//Journals of Gerontology: Series A: Biological Sciences and Medical Sciences, Vol 57A(7), Jul 2002. pp. M428-M432.

4.    Batson K., McCabe B., Baun M., Wilson C. The effect of the therapy dog on socialization and physiological indicators of stress in persons diagnosed with Alzheimer s desease. In C.C. Wilson and D.C. Turner (Eds.) Companion Animals in Human Health.-Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 1998.- pp. 203-215  

5.    Bossard J.H.S. The Mental Hygiene of owning a dog//Mental Hygiene, 1944, 28, pp. 408-416

6.    Bossard J.H.S. I wrote about dogs// Mental Hygiene, 1950, 34, pp.345-349

7.    Burgon Hannah Case studies of adults receiving horse-riding therapy// Anthrozoos, Vol 16(3), 2003. pp. 263-276.  

8.    Chandler Cyntia K. Animal Assisted Therapy in Counselling.-Routledge: Taylor and Francis Group, 2005.- 237p.

9.    Cobaleda-Kegler Janice Animal-assisted therapy with female juvenile offenders within a residential treatment setting//Dissertation Abstracts International: Section B: The Sciences and Engineering, Vol 67(5-B), 2006. pp. 2827.

10.    Curtright Angela, Turner Greg S. The Influence of a Stuffed and Live Animal on Communication in a Female With Alzheimer's Dementia//Journal of Medical Speech-Language Pathology, Vol 10(1), Mar 2002. pp. 61-71.

11.    Edwards Nancy E., Beck Alan M. Animal-assisted therapy and nutrition in Alzheimer's disease//Western Journal of Nursing Research, Vol 24(6), Oct 2002. Special issue: Human-Animal Interaction. pp. 697-712.

12.    Filan, Susan L., Llewellyn-Jones, Robert H., Animal-assisted therapy for dementia: A review of the literature//International Psychogeriatrics, Vol 18(4), Dec 2006. pp. 597-611.

13.    Fritz C.L., Farver T.B., Kass P.H., Hart L.A. Association with companion animals and the expression of noncognitive symptoms in Alzheimer s patients//Journal of Nervous and Mental Desease, 1995, 183 (8), pp. 359-363

14.    Handbook on Animal-Assisted Therapy: Theoretical Foundations and Guidelines for the Practice/Edited by Aubrey Fine.-Academic Press, 2000.-481p.

15.    Hart L.A., Zasloff R.L., Benfatto A.M. The socializing role of hearing dogs//Applied Animal Behavior Science, 1996, 47, pp. 1-5

16.    Johnson Rebecca A., Meadows Richard L., Haubner Jennifer S., Sevedge Kathy Ellis  Human-Animal Interaction: A Complementary/Alternative Medical (CAM) Intervention for Cancer Patients//American Behavioral Scientist, Vol 47(1), Sep 2003. Special issue: Human-Animal Interaction & Wellness. pp. 55-69.  

17.    Katcher A., Segal H., Beck A. Comparison of contemplation and hypnosis for the reduction of anxiety and discomfort during dental surgery//American Journal of Clinical Psychology, 1984, 27, pp. 14-21

18.    Katcher A., Wilkins G.G. Animal-Assisted Therapy in the treatment of disruptive behavior disorders in children. In A. Lundberg (Eds.) The environment and mental health: A guide for clinicians.-Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1997.-pp. 193-204

19.    Kato Kensuke, Atsumi Tomohide  Transfiguration of the collectivity by animal assisted therapy: A case of dog therapy at a geriatric hospital//Japanese Journal of Experimental Social Psychology, Vol 41(2), Apr 2002. pp. 67-83.

20.    Kawamura Namiko, Niiyama Masayoshi, Niiyama Harue Long-term evaluation of animal-assisted therapy for institutionalized elderly people: A preliminary result//Psychogeriatrics, Vol 7(1), Mar 2007. pp. 8-13.  

21.    Lefkowitz Carin Marice, Animal-assisted prolonged exposure: A new treatment for survivors of sexual assault suffering with Posttraumatic Stress Disorder//Dissertation Abstracts International: Section B: The Sciences and Engineering, Vol 66(6-B), 2005. pp. 3415.

22.    Lefkowitz Carin, Paharia Indira, Prout Maurice, Debiak Dennis Bleiberg, James, Animal-Assisted Prolonged Exposure: A Treatment for Survivors of Sexual Assault Suffering Posttraumatic Stress Disorder//Society & Animals, Vol 13(4), 2005. pp. 275-295.  

23.    Levinson Boris Mayer The dog as a co-therapist//Mental Hygiene, 1962, 46, pp.59-65

24.    Levinson Boris Mayer Pets, child development and mental illness//Journal of the American Veterinary Medical Association, 1970, 157, pp. 1759-1766

25.    Levinson B.M. In A. Katcher, A. Beck (Eds.) New perspectives in our lives with companion animals.-Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1983.-p.283

26.    Limond J. A., Bradshaw J.W.S., Cormack K.F.M. Behavior of children with learning disabilities interacting with therapy dog//Anthrozoos, 1997, 10, pp. 84-89

27.    Mader B., Hart L.A., Bergin B. Social acknowledgements for children with disabilities: Effects of service dogs//Child Development, 1989, 60, pp. 1528-1534

28.    Motomura Naoyasu, Yagi Takayoshi, Ohyama Hitomi Animal assisted therapy for people with dementia//Psychogeriatrics, Vol 4(2), Jun 2004. pp. 40-42.

29.    Poresky R.H., Daniels A.M. Demographics of pet presence and attachment//Anthrozoos, 1998, 11, pp. 236-241

30.    Serpell J.A. Beneficial effects of pet ownership on some aspects of human health and behavior//Journal of the Royal Society of Medicine, 1991, 84, pp. 717-720

31.    Steffens M.C., Bergler R. Blind people and their dogs: An experimental study on changes in everyday, in self-experience and in communication. In C.C. Wilson and D.C. Turner (Eds.) Companion Animals in Human Health.-Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 1998.- pp. 149-157

32.    Wright Hempel, Andrea, Loyola The effects of animal-assisted therapy on the development of positive interaction skills within the cross-categorical special education population//Dissertation Abstracts International Section A: Humanities and Social Sciences, Vol 67(9-A), 2007. pp. 3303.

33.    Zasloff R. L., Kidd A.H. Attachment to feline companions//Psychological reports, 1994, 74, pp. 747-752

Категория: Публикации друзей | Добавил: EnvpsyLab (27.06.2009) | Автор: Смолова Л.В.
Просмотров: 12461 | Рейтинг: 5.0/5 |

Создать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2017