Воскресенье, 24.09.2017, 09:54Главная
Экопсихологическая лаборатория
| RSS
Главная » Статьи » Публикации друзей

Категории материалов

Статьи [1]
Публикации сотрудников [4]
Публикации друзей [17]



Безопасность городской среды в восприятии жителей с позиции психологии взаимодействия с окружающей средой

Смолова Л. В. Безопасность городской среды в восприятии жителей с позиции психологии взаимодействия с окружающей средой// Обретение Астаной столичного статуса: Сборник докладов Второй международной научной конференции.- Астана: Елорда, 2009.- с.53-62

Психология взаимодействия с окружающей средой (в России она получила название «экологическая психология») – область психологии, изучающая отношения между человеком и социофизической окружающей средой. От классической психологии данное направление отличается тем, что уделяет основное внимание пространственно-физическим характеристикам среды, в которой происходит поведение.

Задача этой статьи – рассмотреть городскую среду с точки зрения ее пространственной организации, представить основные идеи  исследователей, работающих в рамках этой дисциплины, ответить на вопрос о том, какая среда воспринимается как более безопасная. 

Безопасность – переживание, которое в городской среде может определяться большим количеством факторов. Ни в коем случае не умаляя значение личностных, социальных, информационных и т.д. факторов, остановимся на пространственных.

Чувство небезопасности, страх стать жертвой преступления, связанный со страхом повреждений, потери имущества и, в конечном счете, чувством потери контроля, могут вызвать различные пространственные факторы городской среды. Внешний вид окружающей среды – неопрятность зданий и пространств вокруг них, надписи на стенах, мусор, обветшалое жилье и т.д. – сообщает о признаках упадка городской среды и означает, что порядок в обществе разрушен, а люди являются потенциальными жертвами. Небезопасность усиливается при признаках вандализма, который является одной из форм разрушительного поведения человека. Отсутствие знаков территориальной принадлежности усиливает переживание, что у пространства нет хозяина, также увеличивает чувство небезопасности.

Настоящей теме посвятили свои работы многие исследователи. О. Ньюман    является создателем теории «защищающего пространства» (de¬fensible space), содержащей в себе следующие основные идеи:   

  1. Защищающее пространство должно иметь четко обозначенные и ясно опознаваемые границы - то есть внятную маркировку, которая даст понять, что оно кому-то принадлежит. Находящийся в данном районе посетитель должен незамедлительно почувствовать, что эта территория имеет хозяина, который будет ее защищать. Защищающее пространство может усилить чувство территориальности людей – как владельцев, так и гостей.
  2. Защищающее пространство не должно быть проходной зоной, так как в этом случае у жителей не будет возможности отличить «своих» от «чужих». Незнакомцы, находящиеся на территории, могут быть просто прохожими, а могут быть потенциальными злоумышленниками, причем проверить это нельзя. Только закрытое пространство, вход на которое для невладельцев ограничен, повышает общественный контроль и снижает преступность в данном районе.
  3. Защищающее пространство должно предоставить своим владельцам возможность вести неформальное наблюдение за происходящими на нем событиями (кто идет по улице, чем занимаются люди вокруг и т.д.), то есть быть открытым и визуально доступным. В этом случае сидящие на скамейке и общающиеся пожилые люди, родители, гуляющие с детьми и просто прохожие невольно становятся охранниками и свидетелями происходящего. Именно этот вид контроля, именно знание того, что за ним наблюдают, может остановить правонарушителя.   
  4. Защищающее пространство должно содержаться в хорошем состоянии, показывая признаки регулярного пользования и ухода: отремонтированные дома, ухоженные клумбы и цветники, отсутствие мусора, сломанных скамеек и фонарей. Когда видно, что о месте кто-то заботится, потенциальные злоумышленники могут предположить, что жители активно прореагируют на нападение, будут неравнодушными и к чужому и к своему имуществу. В этом случае преступники могут отказаться от попытки совершения противоправного действия.
  5. О. Ньюман предположил, что защищающее пространство будет способствовать формированию локальных социальных связей среди жителей. Когда люди объединены, они чувствуют большую защищенность. Это побуждает их чаще  использовать пространство, увеличивать контакты с соседями и, в конечном счете, развивать еще более сильные общественные связи.

Последняя идея является исключительно важной характеристикой защищающего пространства, так как люди с большим количеством социальных связей более способны отличить соседей от незнакомцев, обеспечить неформальный контроль, имеют представление о нормах поведения в данном месте, чаще следят за порядком и более склонны к охране места своего проживания.

Голландские исследователи Ван дер Вурдт и Ван Веген  разработали контрольный список оценки уязвимости района города с точки зрения преступности. В его перечень вошли следующие характеристики:

  1. потенциальная возможность просмотра публичных зон (наличие обзора);
  2. действительное присутствие жителей (использовать в своих интересах этот обзор)
  3. социальная вовлеченность (жильцы обеспокоены поддержанием зданий в должном виде и действуют совместно против преступников)
  4. доступ в пространство и пути ухода из него (и для преступников и для жертв)
  5. привлекательность (предположение, что красота пробуждает в жителях неравнодушие, а разрушение, наоборот, – сообщает преступникам, что жители не бдительны)

Для создания защищающего пространства большое значение будет иметь и эстетическая составляющая, которая, как сообщают Х. Э. Штейнбах и В. И. Еленский  среды будет вызывать определенные эмоции и формировать определенный тип поведения: в эстетически непривлекательных средах ожидается и реализовывается девиантное поведение. Поэтому для формирования защищающего пространства исключительную важность будут иметь эстетические качества среды.

Р. Тэйлор и Д. Брукс , подчеркивая значимость территориальных признаков защищающего пространства, предлагают, что решающими чертами окружающей среды являются:

А. Признаки защиты (signs of defense) - символические и реальные барьеры, обращенные к незнакомым лицам и держащие нежелательных посетителей на расстоянии;

Б. Признаки принадлежности (signs of appropria¬tion)- территориальные маркеры, сообщающие, что пространство кому-то принадлежит и о нем заботятся;

В. Признаки децивилизации (signs of incivility) - физические и социальные признаки ухудшения состояния окружающей среды – разбитые окна и фонари, мусор, грязь и т.д., которые указывают на распад социального порядка.   

Эти территориальные признаки содержат в себе информацию, предназначенную как для жителей, так и для посетителей района. Р. Тэйлор и коллеги полагают, что территориальные признаки с большим успехом снижают преступность в сообществе и в районах с сильными локальными социальными связями.

Также указывается, что в последнее время территориальная защита в городах выражается в создании барьеров и ограждений на улицах, сооружении заборов и ворот . Барьерами могут быть, например, детские игровые площадки или привлекательная декоративная кирпичная стена, увитая растениями. Все это делается для того, чтобы оградить жилое пространство от проходной зоны и ограничить впуск посторонних на территорию. Необходимо, однако, помнить, что сокращение преступности в огражденных сообществах может объясняться не столько установкой барьеров, сколько потребностью соседей сотрудничать и защищать место своего проживания.

Джейн Джейкобс  в своей книге «Смерть и жизнь больших американ¬ских городов» также обращается к вопросам защиты пространства. Особенное значение она придает роли городской улицы в повышении чувства безопасности жителей города. Она считает, что городская улица большого города должна иметь три главных качества:

Во-первых, должна быть четко установлена граница между тем, что является общественным, а что частным пространством. Общественные и частные зоны не могут перетекать друг в друга, как это обычно происходит в пригородах или малых городах.

Во-вторых, улица должна постоянно находиться под наблюдением. Все, что происходит на ней, должно хорошо просматриваться из окон. Поэтому здания должны быть ориентированы фасадами на улицу. Они не могут быть повернуты к ней задними частями или боком. В этом случае  сама улица будет выглядеть не совсем дружественной, а также жители из своих окон не смогут контролировать происходящее на ней.  

В-третьих: на тротуаре должны почти постоянно находиться люди. Местные жители, которые могут отличить чужих от своих (мамы с колясками,  приводящие в порядок клумбы садоводы, остановившиеся разговориться знакомые), – все они ненамеренно будут контролировать пространство.  Но для присутствия этих невольных хранителей порядка должны быть обустроены соответствующие пространства – поставлены скамейки, оборудованы игровые площадки и т.д. Д. Джейкобс указывает, что людей обычно занимает происходящее на улице. Они любят наблюдать за поведением окружающих, поэтому с удовольствием будут замечать происходящее вокруг.

В малых городах контроль за поведением людей обычно работает через авторитет и репутацию жителей, сплетни и общественные санкции. Однако все эти стратегии действительно успешны только в том случае, если люди хорошо знают друг друга. На улицах большого города местных жителей так много, что их легко спутать с приезжими. Кроме того, в больших городах довольно высокий темп жизни и у людей часто нет времени и сил на разговоры и сплетни. Поэтому не так просто решить проблему осуществления контроля за улицами. И все же во многих городах, утверждает Д. Джейкобс, люди справляются с ней великолепно.

С ее точки зрения, бесполезно пробовать уклониться от проблемы опасных городских улиц, пытаясь строить ограждения, создавать защищенные места, возводить баррикады или сооружать внутренние дворы. Наоборот, должно приветствоваться присутствие людей на улицах – местных жителей, случайных лиц и приезжих. Улицы должны не только защитить город от опасных незнакомцев, они должны защитить многих мирных незнакомцев, которым также нужна безопасность.

Однако достичь этого не так просто. Невозможно принудить людей ходить по улицам, которыми им не нужно пользоваться. Невозможно заставить людей наблюдать за улицами, за которыми они не хотят наблюдать. Безопасность на улицах, создаваемая  наблюдением и взаимной охраной друг друга, кажется мрачной, но в действительности она не мрачная. Безопасность работает наилучшим образом там, где людям нравится делать это, и они делают это добровольно и осознанно. Там, где они неравнодушны к тому, что происходит, потому что они охраняют свое собственное пространство.

Основное требование для такого наблюдения – существенное количество магазинов и других общественных мест, находящихся вдоль тротуара. Также обязательно должны быть учреждения, которые открыты и вечером и ночью. Магазины, бары, рестораны, салоны красоты, спортивные клубы и т.д., работающие в различном режиме, способствуют безопасности пребывания на улице.

Важность присутствия на улицах учреждений различного профиля Д. Джейкобс объясняет следующими причинами:

  1. Во-первых, они дают людям - и жителям и прохожим - повод, чтобы использовать улицы, на которых находятся  эти заведения.
  2. Во-вторых, они привлекают людей к местам, к которым их не удалось бы привлечь другим способом. Поэтому для того, чтобы наводнить улицу прохожими, магазины и общественные учреждения должны располагаться по всей ее протяженности. Кроме того, эти учреждения должны быть обязательно разнообразными, чтобы поддерживать в людях интерес и обеспечивать их присутствие на улицах практически круглосуточно.  
  3. В-третьих, владельцы магазинов и других учреждений малого  бизнеса  - обычно ярые сторонники мира и порядка. Им выгодны дисциплина и чистота, они ненавидят сломанные окна и ограбления; они очень не хотят, чтобы клиенты беспокоились о безопасности, ведь в этом случае они реже станут посещать магазин и владельцы понесут убытки.
  4. В-четвертых, то, что вокруг находятся люди, которые идут по делам, покупают еду или напитки, само по себе успокаивает других людей.

Д. Джейкобс уверена, что последний пункт (одно лишь присутствие людей вокруг успокаивает окружающих) – это то, что градостроители и  архитектурные дизайнеры обычно находят непостижимым. Они исходят из предпосылки, что городские обитатели ищут пустынные пространства, очевидный порядок и тишину. Но это не так. Людям нравится смотреть за деятельностью других людей. Во многих городах есть пешеходные улицы, на которых происходит бурная деятельность. Эти улицы (Бродвей, Арбат, и др.) пользуются особенной популярностью, так как они интересны своей нестандартностью и разнообразием.  

Д. Фридман , исследуя проблему высокой плотности в городах, описывает две известные улицы Нью-Йорка – Бродвей и Вест Энд Авеню. Бродвей – длинная, грязная, наводненная людьми, улица. Ее знают как центр торговли наркотиков. Кафе и магазины круглосуточно полны алкоголиками, проститутками и наркоманами. Находящаяся неподалеку Вест Энд Авеню – очень привлекательная улица с изысканными фасадами домов в хорошем состоянии, чистая и всегда очень спокойная. На ней находится несколько дорогих магазинов и очень мало пешеходов. Фридман задает вопрос: на какой улице человек будет чувствовать себя более безопасно в 10 часов вечера? С первого взгляда может оказаться, что на второй. Но каждый житель Нью-Йорка вечером будет избегать ее и идти по Бродвею. Пока вокруг люди, даже не такие уж приятные и дружелюбные, ситуация будет более безопасной. На языке Д. Джейкобс, заполненные людьми улицы Бродвея «имеют глаза» - глаза владельцев магазинов и прохожих. Эти глаза наблюдают и защищают. Улица не анонимна.

В своем исследовании Е. В. Сауткина  обнаружила, что средовыми характеристиками, способствующими совершению карманной кражи, являются ухоженность и чистота места, впечатление его хорошей охраняемости, а также присутствие посетителей - носителей внешних признаков состоятельности. Многочисленные исследования указывают на парадокс, существующий между образом «безопасного места», выстраиваемым горожанами и реальностью криминальной статистики.

Исследователи собрали внушительный список предложений для изменения дизайна городской среды, чтобы сделать ее более безопасной и улучшить качество жизни горожан. Такие предложения, как улучшение освещения, установление мониторов слежения и т.д. – очевидны. Другие – такие как усиление  взаимодействия между жителями – являются более тонкими.

Центральной является идея возвращения контроля (и ответственности!) за общественными и полу-общественными областями вне зданий.  Однако для этого в городе должно быть достаточное количество  таких пространств, где люди могут встречаться и общаться неофициально, что исключительно важно в построении единства сообщества.

Созданное посредством дизайна пространственной окружающей среды защищающее пространство должно привести к тому, что жители будут чувствовать себя его собственниками, устанавливать неформальное наблюдение и усиливать социальное единство между соседями. Усилится контроль жителей над городской средой. Подобное поведение должно снизить  определенные типы преступлений и антиобщественных действий и улучшить социальные отношения среди горожан.    

Описанные закономерности должны найти свое отражение в дизайне городской среды, делая ее более безопасной и комфортной для жителей и гостей города.


  •  Bell Paul A., Green Thomas, Fisher Jeffrey D., Baum Andrew. Environmental Psychology 5th edition. – Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 2001. – 634 p.
  •   Gifford R. Environmental psychology. Principles and practice. – 3rd ed., 2002. – 535p.
  •   Oliver Karon Psychology in practice Environment.-Printed in India for Hodder Education, 2002. - 247p.
  •   Штейнбах Х.Э., Еленский В.И. Психология жизненного пространства. – СПб: Речь, 2004. – 239 с.
  •   Соловьева Е.А. Основы средовой психологии/СПбГАСУ. – СПб., 2006. – 188 с.
  •   Смолова Л.В. Введение в психологию взаимодействия с окружающей средой.- СПб: Речь, 2008
  •   Newman Oscar Defensible Space: Crime Prevention through Urban Design.-New York: Macmillan, 1972
  •   Newman О. Defensible space: A new physical planning tool for urban revitalization//Journal of the American Planning Association, 1995, 61, pp. 149-155
  •   Newman O., Franck K. The effects of building size on personal crime and fear of crime//Population and Environment, 1982, 5, pp. 203-220
  •   Van der Voordt T., Van Wegen H. Testing building plans for public safety: Usefulness of the Delft checklist//Housing and Environmental Research, 1990, 5, pp. 129-154
  •   См. № 4
  •   Taylor R.B., Brooks D.K. Temporary territories: Responses to intrusions in a public setting//Population and Environment, 1980, 3, pp. 135-145
  •   Atlas R., LeBlanc W. G. Environmental barriers to crime//Ergonomics and Design, 1994, October, pp. 9-16
  •   Jacobs Jane The death and life of Great American Cities.-New York, The Modern library, 1993.-598p
  •   Freedman Jonathan Crowding and behavior. The psychology of high-density living.-The Viking Рress: NewYork, 1975.-177p
  •   Сауткина Е. В. Городская среда и преступность: оценка риска горожанами (на примере карманной кражи)// 3-ая Российская конференция по экологической психологии. (Москва, 15-17 сентября 2003 г.). Тезисы. - М.: Психологический институт РАО, 2003. – с. 59-62)
Категория: Публикации друзей | Добавил: smolnyi (25.10.2009) | Автор: Смолова Лидия Владимировна
Просмотров: 8168 | Рейтинг: 5.0/3 |

Создать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2017